Узбекские художники и их работы

Живопись Узбекистана формировалась под сильным влиянием законов ислама, запрещающих изображать животных и людей. Поэтому изначально занятия изобразительным искусством сводились к росписям, орнаментам, совершенствованию каллиграфии при написании книг. Со временем художники Узбекистана начали смело совмещать в своём творчестве культурные традиции страны и европейские веяния, что позволило сформировать художественное направление с уникальными и неповторимыми чертами.

История развития живописных традиций

Интенсивное развитие живописи на территории современного Узбекистана приходится на время правления династии Тимуридов. В XIV – XV веках руководители способствовали всестороннему укреплению государства в различных сферах жизни. Строились выдающиеся архитектурные сооружения:

  • мавзолеи;
  • дворцы;
  • мечети.

Интересный факт! Большинство картин узбекских художников в это время были миниатюрами. Произведения отличались яркостью и обильным лаковым покрытием, обеспечивающим длительную сохранность. Они размещались внутри дворцов и домов самых обеспеченных людей.

искусство
Яндекс.картинки

Внутренним убранством великолепных зданий служили росписи в виде пейзажей с райскими птицами, ветвями и цветами растений. Порой встречаются и образцы портретного искусства, изображающие правителя с сыновьями, жёнами и приближёнными. На эту эпоху приходится активный творческий период знаменитого живописца Камолиддина Бехзода, которого называли «Рафаэль Востока». Он прославился созданием миниатюр, благодаря которым у Бехзода появилась репутация классика узбекской живописи.

Очередного этапа расцвета изобразительному искусству в стране пришлось ждать до XIX столетия. Тогда творческий пантеон пополнился признанными мастерами миниатюр:

  • Ахматом Донишем;
  • Абдулхаликом-Махнумом.

Узбекские художники и их работы

В этот период Восток перестал быть замкнутым миром ислама, более тесно взаимодействуя с европейским искусством и вдохновляясь его тенденциями.

Изменения прошлого века

В восточной живописи ХХ века отчётливо ощущается влияние русских передвижников. Получив возможность перенимать творческий опыт, живописцы Узбекистана стали активно вводить в свои портретные и пейзажные работы несвойственные ранее черты реализма и иных стилевых направлений. Несколько художников прошлого и нынешнего века довольно ярко выделяются среди коллег своими достижениями.

Урал Тансыкбаев

Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев стоял на заре узбекской станковой живописи. Это означает, что художник на профессиональном уровне создавал свои картины, используя мольберт и холст, а не стены зданий, посуду и другие утилитарные предметы.

Московское путешествие в конце 20-х годов ХХ века и увиденные в столице образцы французской постимпрессионистской живописи наложили значительный отпечаток на творческое мировоззрение художника. В дальнейшем он отдавал предпочтение пейзажам с яркими сочными оттенками и словно размытыми очертаниями предметов. Но в отличие от своих кумиров «узбекский Гоген» создавал работы, пронизанные любовью к суровым природным красотам Узбекистана.

Читайте также:  Узбекская ССР

На картинах Урала Тансыкбаева «Сырдарья», «Улица в Ташкенте», «Чарвак», «Степь», «Вечер. Горный кишлак», Осень в горах», «Вечер на Сырдарье» мы можем видеть буйство красок в сочетании со статичностью, в которой словно замер пейзаж. На картинах «В посёлке», «Горный колхоз», «Кочевье» и «Ташкентцы» фигуры людей присутствуют, как составляющие элементы композиции, но изображены схематично. В принципиально другом жанре написаны «Портрет узбека» и «Портрет Ташенбекова». Многие из работ художника находятся в экспозициях узбекских и российских музеев.

Усто Мумин

Настоящее имя художника Усто Мумина – Александр Васильевич Николаев. Он был уроженцем центральной Росси, появившись на свет в 1897 году в Воронеже. В начале 20-х годов во время своей командировки в Самарканд художник был пленён культурой Востока и его искусством. Отпечаток на его мировоззрение могло наложить длительное проживание в келье старинного медресе. Это так изменило менталитет и взгляды художника, что он обратился в мусульманскую веру, приняв новое имя, которое переводят как «мастер, обретший веру».

Необходимый багаж знаний и умений Усто Мунин приобрёл на курсе, который Казимир Малевич вёл в Свободных художественных мастерских за год до судьбоносной поездки его студента в Самарканд. Но в тот период взгляды молодого человека склонялись в сторону большевизма и соответствующей реорганизации изобразительного искусства.

После пережитого личного и творческого преображения Мунин стал тяготеть к традициям прерафаэлитов, стремясь преломить их через призму современной для него действительности.

Фигуры людей на портретах живописца выглядят изящными, тонкими и феминными, даже если речь идёт о старцах и юношах. Это отчасти роднит стиль художника с традициями русской иконописной живописи. Подобное можно видеть на картинах «Весна», «Чайханщик», «Бача-дутарист», «Мальчик в тюбетейке», «Бай», «Дорога жизни», «Узбек с дутаром». В полотнах «Портрет мастера Шахойдзарова», «Мальчик в меховой шапке», «Игра с перепёлкой» отчётливо просматриваются реалистические черты зрелого творческого периода. Эти же тенденции мы можем видеть в набросках периода заключения в лагерях ГУЛАГа.

Усто Мумин художник
Яндекс.картинки

Наибольшая популярность Усто Мунина, художника Узбекистана с русскими корнями, относится к нашему времени, когда большая часть его работ стала доступна широкой общественности.

Абдулхак Абдуллаев

Узбекский художник Абдулхак Аксакалович Абдуллаев широко известен за пределами страны своими портретными работами. Профессиональное образование будущий живописец получил в Самаркандском художественном техникуме, в 30-х годах ХХ века обладавшем выдающимся преподавательским составом. Широкую известность обрёл после московской выставки узбекских художников 1937 года. Посетители были поражены зрелым драматизмом его работ, в которых несколькими гениальными штрихами подчёркивались глубокие личностные черты позирующих. Мастерство Абдулхака Абдуллаева помогло отточить и трёхгодовое обучение в Московском художественном институте.

Читайте также:  Алфавит узбекского языка

В дальнейшем художник много времени уделял преподаванию в ташкентских среднеспециальных и высших учебных заведениях по художественному направлению в 50-х годах.

Особенно известны его работы:

  • «Бабушка и внучка»;
  • «Алишер Навоий»;
  • «Девушка в саду»;
  • «Портрет народного мастера Т. Арслонкулова»;
  • «Портрет Индиры Ганди»;
  • «Пакистанский певец Ахтар»;
  • «Аброр Хидоятов в роли Отелло»;
  • многочисленные автопортреты в различных возрастах.
Абдулхак Абдуллаев
Яндекс.картинки

Сейчас творческое наследие Абдулхака Абдуллаева можно обнаружить в российских, индийских, итальянских, узбекских и иных музеях и галереях.

Юсуф Елизаров

Художника Юсуфа Ифраимовича Елизарова без сомнения можно назвать приверженцем соцреалистского направления. Суровость этого стиля преломлялась в его творчестве с лёгкостью и радостностью узбекской природы и национального характера. Юсуф Елизаров родился в Самарканде в 1920 году. Там же до наших дней хранится и большинство его картин, оставшихся на родине.

Юсуф Елизаров
Яндекс.картинки

Другие работы экспонируются в Третьяковской галерее и таджикских музеях. Наиболее известны его картины:

  • «Портрет художника Р.Тимурова»;
  • «Материнство»;
  • «Портрет актёра Ш. Бурханова»;
  • «Портрет Очилова»;
  • «Портрет отца»;
  • «Строитель Фархадской ГЭС»;
  • «Бувинисо Мамирова» и др.
Юсуф Елизаров
Яндекс.картинки

Знатоки живописи сравнивают художника Елизарова с Рембрандтом в выразительной графичности кажущихся небрежными или даже хаотичными мазков.

Нафиса Гильманова

Творчество художницы Нафисы Гильмановой относится к современной истории искусств Узбекистана. Она работает в русле ташкентской живописной школы, смело сочетающей европейские тенденции с восточным колоритом. Большинство работ относится к жанру натюрморт, где на нейтральном фоне расположены сочные фрукты, пышные цветы и восточная посуда. Эксперты замечают, что сильное влияние на художницу оказывает творчество голландских мастеров XVII века.

Преподавание студентам и творческая свобода, характерная для постсоветских художественных направлений подарили стилю Нафисы Гильмановой и её натюрмортам очаровательную небрежность и неформальность. В каждой композиции как будто скрыта своя собственная история, рассказать которую нельзя в нескольких словах. Работы художницы находятся в частных коллекциях и национальных музеях Узбекистана.

Интересный факт! В современной узбекской республике более 100 музеев, обладающих уникальными коллекциями различных направлений. Наибольшая их доля приходится на города с древней историей: Ташкент, Самарканд, Хиву, Бухару.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Узбекистан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: