Национальные костюмы в Узбекистане

Яркий и колоритный узбекский национальный костюм берет свое начало в многовековой культуре и исторических традициях, отражая в нем этнический характер и особенности уклада жизни. Эти красочные и удобные одеяния носят не только в праздник, но и в повседневной жизни. Внимательно изучая детали узбекской одежды, можно проследить историческую жизнь народа. На формирование стиля одежды, формирующегося столетия, повлияла религия. Исповедуя ислам, который обязывает совершать ежедневно пятикратный намаз, узбеки облачаются в удобную, практичную, просторную и закрытую одежду. Ее можно отличить от любого другого национального наряда по деталям, присущим только узбекам.

Национальные костюмы в Узбекистане

 

Несмотря на схожесть одежды прямого кроя, мужские и женские костюмы принципиально отличаются.

Женская одежда

Как и любой наряд восточных женщин, узбекское убранство имеет отличительные особенности. В нем не встречается платье как отдельный элемент одежды. Оно является частью костюма, который состоит из:

  • туникообразного платья (кулайка);
  • широких штанов, называемых шароварами (лозим);
  • халата;
  • головного убора;
  • украшений;
  • обуви.

С давних времен по цвету и оттенку узбекского наряда можно было узнать о статусе женщин. Представительницы, произошедшие из богатых и знатных семей, облачались в красивые ткани синих, голубых и фиолетовых окрасок, в то время как жены и дочери ремесленников и простолюдинов носили одежды зеленого цвета.

 

Национальные костюмы в Узбекистане

 

Женские шаровары отличались от мужских наличием обшивки по краям тесьмой, которая заканчивалась кисточками, а для женщин в возрасте — узкой черной шелковой тесьмой.

Халаты и платья

Кулайки (так называют узбекские платья в виде туники) сами по себе женщины не носили. Они одевали их вместе с широкими шароварами, выкройка которых предполагает сужение ближе к области щиколоток. Такой целомудренный и скромный узбекский костюм надевают женщины с детского возраста, с того момента, как начинают ходить. Кулайки шились по таким же выкройкам как мужские рубашки, длиной до пяток. Такой туникообразный фасон должен был закрывать все участки тела мусульманской представительницы женского пола. Позже, в XX веке, их крой усложнился.

Появились такие детали, как манжеты на рукавах, кокетки, воротники-стойки. Эти элементы сделали одежду более женственной и изысканной. Узбекские платья из ярких шелковых тканей или знаменитого хан-атласа по сей день являются основным элементом национального костюма.  Их разнообразие можно найти на фото, представленных в интернете. Праздничная узбекская одежда декорируется красивой золотой вышивкой. Особенно красивы танцевальные народные платья.

Головные уборы

Исламская религия не позволяет женщинам ходить с непокрытой головой, поэтому национальный костюм всегда дополняется головным убором. Всю жизнь узбечки должны были прятать свое лицо под паранджой, которая являлась элементом этнической одежды. У нее была сеточка, сплетенная из конского волоса, которая называлась чавчан. Носили ее чаще всего городские женщины, и девочки с 9 лет. В селах этот предмет одежды не имел широкого распространения. С установлением Советской власти паранджа была упразднена из народного узбекского костюма женщин.

женский головной убор

 

На смену пришли более сложные головные уборы : тюбетейка-дуппи, платок, чалма или тюрбан. Девушки и девочки носили украшенные вышивками тюбетейки-дуппи, а замужние женщины — тюрбан или чалму. Замужние узбечки должны были носить одновременно два платка, один из которых завязывался на лбу, а второй служил для прикрытия волос.

Обувь

В Узбекистане изготовлением обуви занимаются мастера — усто. Основным материалом для ее шитья служат козьи, бараньи и воловьи шкуры.

Национальная летняя обувь шилась из мягкой и тонкой кожи с узкими носами, которая защищала ноги от палящего солнца. Преимущественно это были полузакрытые туфли (мала кавуш) желтого или коричневого цвета. Более качественной считалась местная замша зеленого цвета, называемая кук кавуш. Богатые узбечки обувались в туфли, называемые ногайки. Они были на толстой подошве с каблуками, а верх с острым носом изготавливался из хромовой кожи.

Использовались также вышитые сапожки без каблуков с мягкой и гибкой подошвой, которые называются ичиги. Мягкая подошва позволяла двигаться бесшумно и плавно, а при том, что длинные полы одежды скрывали ноги, казалась, будто женщина не ходит, а парит над землей. Для зимнего сезона шились сапоги из толстой и грубой кожи с меховой подкладкой, которая сохраняла тепло в холодное время года.

Верхняя одежда

Верхняя одежда представлена чапаном — халатом с длинными рукавами, выкройка которого построена на основе прямого силуэта как для женщин, так и для мужчин. В гардеробах женщин имеются повседневные и праздничные фасоны для летнего и зимнего сезона. В отличие от мужских моделей, женские декорируются узорами и красочными вышивками, выполненными золотыми, бархатными или шелковыми нитями с геометрическими или растительными рисунками. Узоры служат не только украшением, но также имеют сакральный и символический смысл, оберегая обладательницу от злых сил и негативных мыслей. На всех фасонах чапана воротники изготавливались из натурального шелка или атласной ткани.

Читайте также:  Значение герба Узбекистана

мурсак

 

Кроме халатов прямого кроя, схожих с мужскими моделями, в женском узбекском убранстве есть верхнее одеяние с приталенным силуэтом, которая называется мурсак или камзур. В гардеробе женщин она появилась около 250 лет назад. Она шьется на подкладке для холодной погоды. Одежда также длинная, доходит до пят, а ее полы запахиваются друг на друга.

К верхней одежде национального женского костюма относится также:

  • приталенная куртка, предназначенная для ношения поверх туники или платья — камзол, появившаяся в 19 веке;
  • безрукавки-жилетки с воротником-стойка — нимча;
  • длинный приталенный халат с запахом, скрывающий полностью от посторонних глаз тело узбечек -румча.

Популярные у женщин безрукавки нимча до сих пор используют как элемент танцевального костюма.

Аксессуары

Ислам не запрещает женщинам носить украшения, поэтому женщины не ограничивают себя в их использовании и делают на них акцент. Непременным атрибутом всех женских национальных костюмов являются аксессуары и ювелирные украшения из серебра и золота. К ним относятся:

  • традиционные серьги кашкар-балдок и куполки;
  • браслеты;
  • кольца;
  • нагрудные и налобные ювелирные украшения;
  • бусы из множества рядов позванивающих подвесок или коралл.

Украшения одновременно делают костюм богаче и роскошней, и символически служат оберегами, защищающие женщину от сглаза и негативных сил. Такие аксессуары красиво дополняют танцевальные наряды.

Узбекские ювелирные мастера- заргары с древних времен создают уникальные украшения для женщин своего народа. Их художественное чутье, тонкий вкус и высокая техника исполнения позволяют женщинам себя чувствовать, даже в самых скромных одеждах, очаровательно и таинственно.

Кроме золота, серебра и драгоценных камней ювелиры используют: эмаль, чернь, филигрань, зернь.

Мужская одежда

Мужская одежда отличается простотой и функциональностью. Практически никакие модные веяния ее не изменили. Невозможно себе представить национальный костюм без основных элементов одежды: легкой рубашки кулака, халата и  просторных шароваров иштонов. Крой штанов простой и свободный, широкий по всей длине, с зауженными частями книзу, чтобы удобно было заправлять в мягкие кожаные сапоги. На них не принято делать декоративные вышивки, как на женских шароварах лозим. Такие фасоны позволяли не только испытывать удобство при ходьбе, но также быть комфортными во время верховой езды.

Национальный мужской костюм в Узбекистане

 

В древние времена легкие рубахи (куйлак) мужчины надевали под халат. Они были длиной до колена или чуть ниже. Затем популярность обрели модели длиной до середины бедер. Горловины могли быть разной формы: в виде горизонтального разреза от одного плеча до другого или вертикального до уровня груди, который предполагал наличие воротника. Существовали также рубахи под названием кифтаки с округленным вырезом. Их носила знать, пожилые мужчины и женихи.

Праздничные варианты изготавливались из натурального шелка и украшались вышивками из золотой нити и вставками из парчи, атласа, бархата для декорирования низа одежды и рукавов.Цвет одежды мужчин выполняется в сдержанных и темных тонах, что и выделяет ее от женского гардероба. Застегиваются мужские наряды поясами и тонкими завязками.

В зимнее время мужчины и дети носили теплые рубахи гуппи, стеганные на шерсти или вате.

Чапан узбекский

Поверх куйлака и иштонов надевается халат, который у узбеков называется чапан. Длина чуть ниже колен, рукава, закрывающие кисти рук, а боковые разрезы помогают удобно и быстро перемещаться в чапане и садиться на пол. У народного халата нет пуговиц, он подвязывается платком. Это подчеркивает силуэт мужчины, делая акцент на узкой талии и широких плечах. Праздничные чапаны в каждом регионе Узбекистана украшают характерной вышивкой, которая несет в себе много информации и выполняет функцию оберега. По узору можно узнать статус мужчины, его возраст, происхождение и социальный статус.

Опираясь на древние источники цивилизаций живущих на территории современного Узбекистана, обнаружено, что чапаны носили еще в первом веке нашей эры.

Головные уборы

В холодное время года в качестве головного убора у мужчин и мальчиков выступает шапка кулох. Она представляет собой колпак, выполненный из войлока, поверх которого нашивается сукно. Колпак украшается по краям мехом, бахромой и вышивкой. Шапки северных и южных регионов отличаются мотивами узоров.

В летнее время голову мальчиков и мужчин защищают от солнца тюбетейки-дуппи. Они шьются из бархата и хлопка. Тюбетейка -дуппи является не просто головным убором, но также является частью культуры. Их высота, форма, цветовое решение и декор отличаются друг от друга в зависимости от региона проживания. Они подразделяются на группы: ферганскую, ташкентскую, бухарскую, самаркандскую, кашкадарьинскую, хорезмско-каракалпакскую, сурхандарьинскую. Каждый рисунок, линия или изгиб имеют свое толкование и тайны, которые связаны с такими понятиями, как свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть, земля и небо. Так, по преданию говорится, что расположенные в верхней части головного убора четыре цветка охраняют со всех четырех сторон здоровье мужчин. Наличие шестнадцати цветков, вышитых по кромке дуппи, выражают желание иметь многочисленную и дружную семью. Вышитые цветы белой нитью на темной ткани выражают чистоту сердца и души мужчины.

Читайте также:  Орнаменты и узоры в Узбекистане

 

тюбетейка дуппи

 

Самой популярной и модной является ферганская тюбетейка. У туристов при приобретении узбекских сувениров они пользуются особым спросом.

У узбекских мужчин есть несколько таких головных уборов: повседневные, религиозные и праздничные.

Обувь

В наряде узбеков присутствовали туфли с приподнятыми носками на высоком каблуке, называемые кавуш. Также мужская половина населения носила сапоги из мягкой кожи козла или барана, выделанной по особой технологии. Состоятельные жители имели по несколько пар обуви и украшали свои сапоги золотой вышивкой.

кавуш

Простолюдины носили сапоги без каблука и с мягкой подошвой, называемой махси или ичиги. У таких мужских сапог в середине подошвы присутствует скос, позволяющий уверенно держаться в седле. Зимой мужчины носили сапоги муки и чорик, которые изготавливались из более толстой, но мягкой кожи, окрашенную в коричневый или желтый цвет.

Верхняя одежда

В гардеробе мужчин имеются несколько стеганых халатов. Летние варианты тонкие, шерстяные без подкладки (чакманы) зимние с толстой подкладкой из ваты — чопоны или туны. В летних одеждах (теванак) также есть ватный подклад, но более тонкий. Он помогает сохранять в любую погоду комфортную температуру тела, играя роль термоса. Такие халаты предпочитали носить в степных районах Бухары, спасаясь от знойной жары.

 

Утепленные чапаны служат верхней одеждой зимой. Крой мужской одежды отличается от женской консервативным кроем и фасоном.

Зимой и по торжественным случаям богатые люди надевали на себя по 2-3 халата, тем самым показывая свое благосостояние.

Аксессуары

Одним из ярких пятен в повседневном и праздничном узбекском мужском наряде является такой атрибут как бельбог. Это широкий поясной платок, длиной приблизительно около метра, который складывают углом, сворачивают и повязывают вокруг талии. Он выполняет функцию пояса для подвязывания чапана или рубахи, но также его складки играли роль карманов, в которых можно было хранить необходимые в любую минуту вещи. В нем могли хранить табак, деньги, мелкие инструменты. Находясь вдали от дома такой платок использовали в качестве скатерти, на которой можно было разложить еду.

Платки шились из сатина для будних дней, а для праздников изготавливались из натурального шелка, загадочного адраса или атласа. В праздничных моделях предусмотрены были декорации в виде золотых или серебряных пряжек. Носили также трехметровые кушаки, качество и расцветки которых должны были соответствовать возрасту и социальному положению. Бедная часть населения подпоясывалась кушаками их хлопковой ткани с полосатыми узорами. Пожилым мужчинам полагался шерстяной кушак естественного цвета, а к костюму жениха полагался шелковый пояс под названием терма бельбог или мадали бельбог.

мужская традиционная узбекская одежда

 

С узбекским бельбогом связаны различные обычаи и символы. Получить в подарок такой аксессуар является знаком проявления внимания и оказания особого уважения. В древние времена его вручали за победу в состязаниях или за принесенную хорошую весть. Традиционный бельбог продолжает и сегодня украшать этническую одежду, продолжая инспирировать представителей модельных домов на их авторские украшения и применение.

Роль национального костюма в наши дни

В больших городах Узбекистана не так часто можно встретить людей, облаченных в национальные одежды. Городские жители и сельская молодежь предпочитает носить европейскую одежду. Но даже в вечерние наряды он частично привносят элементы национальных костюмов, оставаясь преданными своей культуре и традициям. В сельской местности почти повсеместно пожилое население как в повседневные, так и в праздничные дни носят традиционные национальные одежды.

Несмотря на веяния моды, молодежь предпочитает надевать на различные праздники, торжества и свадьбы узбекский национальный костюм. Это подчеркивает аутентичность нации, ее богатые культурные традиции, глубоко уходящие корнями в историю и привитую веками связь поколений.

Узбекистан является восточной гостеприимной страной, притягивающей своей сдержанностью и роскошной красотой. Неудивительно, что мужские и женские национальные костюмы пользуются большой популярностью у жителей европейских стран. Особое внимание народные узбекские наряды привлекают не только этнографов, но также искусствоведов и модельеров. Многие именитые дома мод берут за основу традиционные костюмы и шьют коллекции, состоящие из современных нарядов свободного кроя в ярких цветовых решениях. Многих модниц во всех уголках приводят в восторг фото, на которых представлены вечерние наряды в узбекском стиле, с использованием современных кроев и модных фасонов. Местные художники-модельеры умело и успешно научились сочетать старые традиции и модные тенденции.

Уникальность костюма узбеков состоит в том, что он, в отличие от других народностей, до сегодняшнего дня сохранил свою актуальность. А туристы, приезжающие посетить страну, стремятся увезти с собой хоть небольшой атрибут узбекского национального наряда.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Узбекистан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: