Метро в Ташкенте

Ташкентский метрополитен – это старейшая подземка в центральной Азии, которая начала строится еще в далеком 1968 году. Метро также отличается своей высокой сейсмоустойчивостью, для чего были разработаны специальные технологии. В нынешнее время это метро состоит из трех действующих веток и 29-ти станций.

Особенности метрополитена

метро ташкент 1

Начало строительства метро в столице Узбекистана пришлось на советское время. Поэтому большинство станций здесь обладают стилистикой той эпохи: у них яркая архитектура, богатый декор и роскошная отделка. Дизайнерские решения всех остановок также неповторимы. В оформлении в основном применялись традиционные узбекские, национальные мотивы, что делает эту подземку самобытной и неповторимой.

Традиционные мотивы в дизайне перекликаются здесь с современными, футуристическими художественными решениями, что делает все интерьеры еще более уникальными и впечатляющими.

Узбекское метро обладает и своими конструктивными особенностями, которые обусловлены прежде всего геологией местности:

  • все станции относятся к виду неглубокого залегания;
  • на большинстве станций отсутствуют эскалаторы;
  • в систему подземки входит три открытых, наземных метромоста, которые построены через водные каналы;
  • основное количество станций имеют своды с большим количеством колонн, за что в народе они называются «сороконожками»;
  • колонная архитектура станций обусловлена тем, что эта конструкция является наиболее сейсмоустойчивой;
  • в строительстве станций применялись новые технологии по повышению их сейсмоустойчивости, которые остаются актуальными во всем мире и в нынешнее время.

Метро в Ташкенте отличается от всех других подземок мира своими надежными конструкциями, которые превосходят и Московский метрополитена. А также тем, что даже станции, построенные в 70-80-х по типу «сороконожек» отличаются своим ярким дизайном и архитектурным обликом. Здесь все вестибюли остаются неповторимыми и оригинальными.

Интересно! Узбекское метро способно выдержать землетрясение с амплитудой в 9 баллов! Поводом для возведения подземных строений с таким запасом послужило горькое событие — разрушительное землетрясение, произошедшее 26 апреля 1966 и имевшее силу в 5,2 балла. Тогда была почти полностью разрушена центральная часть города.

Так как в строительстве метрополитена применялись новые технологии, то первые этапы возведения станций и прокладки путей длились долго. В нынешнее время метро насчитывает 5 веток и перевозит за день около 300-400 тысяч пассажиров.
Карта-схема

Линии метрополитена в Ташкенте строились постепенно. Первая ветка была введена в эксплуатацию в 1977 году, а последняя — была построена лишь в 2020-м году. Все 5 действующих линий соединены между собой в одно систему, по которой легко попасть из одного конца города в другой.

Пять линий схемы Ташкентского метрополитена:

Метро в Ташкенте

 

  1. Чиланзарская линия, в которую входит 12 станций;
  2. Узбекистанская ветка с 11-ю остановками;
  3. Юнусабадская линия с 7-ю станциями;
  4. Линия «Тридцать лет независимости», которая в будущем станет кольцевой, а в нынешнее время имеет только 7 станций;
  5. Сергелийская ветка, которая также в будущем также станет частью кольцевой линии, а в современное время продолжает Чиланзарскую ветку и насчитывает лишь 5 остановок.

Всего схема метро в столице Узбекистана включает в себя 29 действующих станций. Все они имеют уникальный дизайн. Отдельно можно выделить некоторые из них. Так, станция «Гафура Гуляма» обладает яркими, зелеными колоннами, которые колоритно смотрятся на фоне коричневых стен.

Своей футуристичностью удивляет станция «Космонавтлар» или «Проспект Космонавтов», которая выполнена в сине-серых тонах и похожа на настоящий космический портал. Станция украшена портретами разных деятелей, которые имели отношение к покорению космоса от древнего самаркандского астронома Мирзо Улугбека до первых космонавтов.

Читайте также:  Все о городе Ташкент

 

А вестибюль «Пахтакор» отличается традиционной мозаичной отделкой стен из майолики в виде народного, узбекского орнамента.

В дальнейших планах города также присутствует развитие метро. Здесь предполагается строительство новых станций, а также кольцевой линии, которая будет опоясывать весь город.

История строительства

Метро в Ташкенте начало строится еще в 1968 году, но первые станции были открыты лишь в 1977 году. Долгое строительство было обусловлено сложностью прокладки линий и необходимости обеспечить высокую сейсмоустойчивость. В то время это была первая подземка, которая строилась в этом регионе. Поэтому к безопасности всех туннелей и вестибюлей был отдельный подход: проводились многочисленные расчеты, испытания и эксперименты.

строительство метро

 

В 80-х строительство метрополитена шло более быстрыми темпами, так как большинство строительных технологий были уже отработаны и проверены. Эксплуатация уже действующих станций метро также дала толчок к его развитию.

До 2011-го года Ташкентское метро оставалось единственное подземной транспортной системой в Средней Азии. Это почетное звание оно потеряло лишь с открытием подземки в Алма-Ате.

Первой, запущенной линией была Чиланзарская ветка, которая на момент открытия в 1977 году имела продолжительность 12,2 км и состояла из 9 остановок. К 80-му году была введена в работу вторая часть этой линии. В нынешнее время эта линия является самой продолжительной, ее длина составляет 16,8 км.

Уже через 4 года после завершения строительства первой ветки была введена вторая, Узбекистанская линия. Тогда она насчитывала несколько лишь несколько станций. А полностью ее строительство было завершено лишь в 1991 году. С 2001 по 2020 годы строилась третья ветка метро — Юнусабадская, в которую вошли 8 станций, а ее полная протяженность составила 9,3 км.

Также были перестроены некоторые станции. Так, остановка «Чкаловская», которая была создана рядом с авиазаводом и оформлена в этой же тематике, сменила свое оформление и затем название на Дустлик или Дружба. Из вестибюля были полностью демонтированы фигуры авиационной техники и самолетов, а их заменили изящные светильники, которые выложены в виде орнамента на односводчатом потолке. Такой ход полностью сменил дизайн станции «Дустлик» с индустриального в романтичный, как видно на фото.

После 2020 года строятся новые линии: «Тридцать лет независимости» и Сергелийская, которые в будущем будут замкнуты в полный круг. Общая планируемая протяженность линий Ташкентского метро до 2025 года должна вырасти до 157 58 км, а пока она насчитывает лишь 36 км.

Современное состояние

Нынешний метрополитен развивается и дальше. Но оно не такое переполненное, как в Москве или других крупных городах. Здесь нет таких крупных пассажиропотоков, поэтому прогулка по этой подземке однозначно доставит удовольствие любому туристу.

Интересно! В период всемирной пандемии здесь метро закрывалось. Оно не работало почти полгода: с 22 марта по 15 августа в 2020 году. В это время жители пользовались только наземным транспортом, но с учетом ограничений на выход в город, это не привело к коллапсу.

Метро в Ташкенте

Как и в других городах, метро в столице Узбекистана остается важным стратегическим объектом. Поэтому здесь применяются довольно высокие меры безопасности, о чем гласят многочисленные надписи на табло на узбекском, русском и английском языке. В Ташкенте их даже можно назвать более строгими, чем в других крупных городах. Так, при входе пассажиров ожидает подробный досмотр, особенно тщательно полицейские изучают сумки и рюкзаки. Наиболее внимательно они относятся к туристам.

Читайте также:  Территория Самаркандской области

До 2018 года в Ташкентской подземке вообще запрещено было фотографировать. За нарушение правил можно было получить внушительный штраф или даже арест на несколько суток. В современное время этот запрет снят, благодаря чему здесь можно свободно делать фото, чтобы увезти с собой яркие впечатления от красоты этой подземки.

Важно! Фотографировать полицейских, а также другой персонал метрополитена категорически запрещается. За это по-прежнему можно получить штраф, а также сотрудники вправе потребовать удалить эти фото. Чтобы не получилось горьких недоразумений, не стоит направлять на полицейских и других официальных сотрудников даже камеры телефонов.

Гафура Гуляма

При прогулке по Ташкентской подземке стоит обязательно посетить самые красивые станции:

  • Гафура Гуляма
  • Площадь Независимости
  • Юнуса Раджаби
  • Хамида Алимджана
  • Пахтакор
  • Станцию Космонавтов;
  • Алишер Навои
  • Дустлик

Эти остановки обладают наиболее красивым интерьером и оригинальными элементами дизайна. Поэтому здесь фотографии получатся наиболее красивыми.

На линиях курсируют как поезда старой модификации, построенные еще в советское время, так и современные составы, закупленные в России в 2020-2021 годах. Так, на линиях можно увидеть современные поезда модели «Москва-2019».

Большинство обозначений в метро дублируются на русском языке, что позволяет туристам из России и других стран СНГ легко ориентироваться здесь.

График работы

Метрополитен в Ташкенте работает почти круглые сутки: с 5 утра до 0 часов. 5 часов технического перерыва отводится для обслуживания путей и станций.

 

Расстояние между станциями в Ташкенте значительно больше, по сравнению с Московским метро. Но благодаря этому поезда проезжают линии значительно быстрее, хотя сами перегоны поезда проезжают дольше. Также благодаря удаленному расположению станций метрополитен полностью закрывает весь город, связывая между собой основные транспортные узлы и разные районы.

Интервалы движения поездов также значительно больше, по сравнению с Московскими или Санкт-Петербургскими. На разных линиях время ожидания поезда составляет от 5 до 10 минут. Редкий график движения поездов обусловлен небольшой загруженностью пассажирами. Здесь также не бывает переполненных поездов даже в часы пик.

Стоимость проезда

До 2020 года оплата проезда осуществлялась с помощью обычных жетонов, похожих на те, что раньше действовали и в Московском метро. Но затем постепенно вся подземка была переведена на современные формы оплаты.

 

метро

Теперь оплатить проезд можно тремя способами:

  1. транспортной картой АТТО;
  2. банковской картой с чипом NFC;
  3. одноразовым QR-кодом, распечатанном на бумажном чеке.

Стоимость одной поездке составляет 1400 сумов, что в переводе на российские деньги будет чуть меньше 10 рублей. Оплатить одну поездку можно только в кассе метрополитена или банковской картой. В кассе выдадут чек, на котором будет распечатан QR-код. Его нужно будет отсканировать в турникете при входе.

Важно! QR-код имеет ограниченный срок. Он действителен лишь в течение 30 минут после распечатки. Поэтому покупать его нужно прямо перед проходом на станцию.

Для многократных поездок удобнее всего пользоваться картой АТТО, которая является аналогом русской «Тройки». Ее баланс должен быть не ниже стоимости одной поездки, то есть не меньше 1400 сумов. Если денежных средств на ней будет меньше, то она заблокируется. Разблокировка карты происходит в течение 10 минут после пополнения баланса.

Пополнить карту АТТО можно любым способом:

  • через специальные приложения на телефоне;
  • через терминалы на станциях;
  • в кассах метрополитена.

Ташкентское метро старается следовать основным современным реалиям и запросам пассажиров, как жителей столицы, так и ее гостей. А экскурсия по нему обязательно запомниться и подарит яркие впечатления

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Узбекистан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: