Древнейший город Хива

Хива — исключительный город Узбекистана в Хорезмской области с богатой историей. В этом месте создается впечатление, что время застыло. Здесь у людей иные жизненные ценности, другое исчисление хода времени и стиль жизни. Хива и его история полна тайн и интриг. За этот клочок земли веками дрались эмиры, ханы и султаны. Хива переходила из рук в руки, каждый раз перестраиваясь под вкус нового повелителя. Нынешний облик Хивы сформировался в XIX веке и остался таковым с тех пор неизменным.

город Хива

Расположение

В западной части Хорезмского района Узбекистана, как видно на карте, расположилось одно из старейших селений, являющимся когда-то столицей древнейшего государства Хорезм. Этому небольшому городку под названием Хива в 1977 г. исполнилось 2500 лет со дня основания. На нашей земле не так много осталось нетронутых временем средневековых мест, которые по сей день продолжают существовать своей жизнью. На этот чудный город приезжают посмотреть туристы со всего мира.

Расположена Хива в 1017 километрах от столицы страны — города Ташкент, в низовье реки Амударья, на левом ее берегу. Добраться до поселения можно с аэропорта, размещенного в г. Ургенч, который находится в удаленности 40 км от него. От этого уникального места всего 10 км до границы с Туркменистаном.

город Хива

 

Еще недавно добраться до Хивы из Бухары, Самарканда или Ташкента было проблематично, но сейчас для облегчения передвижения путешественникам запустили прямые поезда. Главное — заранее узнать расписание их движения до Хивы.

Несколько столетий назад в центре Хорезмского ханства был разбит один из крупнейших на северном востоке базаров, на котором осуществлялась продажа рабов. Сейчас это небольшой город с населением около 50 тысяч, который посещают туристы из разных уголков планеты. Его называют музеем под открытым небом, в котором нашли свое место множество объектов, имеющих историческую ценность и внесенных в список культурного наследия ЮНЕСКО.

 Достопримечательности

Согласно одной из легенд, город был основан на месте, на котором сын библейского персонажа Ноя в поисках воды выкопал колодец. Сегодня он является одной из главных достопримечательностей города.

город Хива

В 1220 Хива был разрушен до основания, но по прошествии нескольких веков он был вновь восстановлен. Среди многочисленных городов Хорезмского государства лишь Хива пережил войны и природные катаклизмы, которые происходили впоследствии. Сейчас это город-заповедник археология которого до сих пор не изучена полностью. На его территории лучше всего сохранились памятники, относящиеся к XVII-XIX векам. Исторические сооружения более ранних времен малочисленны.

Архитектурные строения, развернутые во внутреннем дворе Хивы (Ичан-Кале), сохранились в первозданном виде лучше, чем те, которые находятся во внешней части города (Дишан-Кале).

Среди достопримечательностей Хивы значатся: мавзолеи, мечети, более двадцати медресе, дворцы, оборонительные башни.

Старая Хива

В Хиве есть внутренний Старый город под названием Ичан-Кала который является основной достопримечательной территорией. Это настоящий старинный город-музей под открытым небом. Здесь расположено: 9 мечетей, 2 дворца, 5 мавзолеев, 5 архитектурных ансамбля, 24 образовательных медресе, 5 минаретов, 4 ворот и 8 других исторических памятников. Он окружен мощными стенами, которые в прошлом защищали город от нашествия врагов. По периметру всех стен с расстоянием в 30 метров друг от друга возвышаются мощные оборонительные башни. Стены средневековой цитадели возвышаются на 10 м и имеют толщину 6 м.

Кроме архитектурных памятников, в Ичан-Кале есть обычные жилые дома, мастерские, сувенирные лавки и базары. Прямо на улице можно съесть лепешку из тандыра, а можно самому попробовать прикрепить тесто на стенку шарообразной глиняной печи. Под открытым небом тянутся ряды сувенирных лавок, где можно купить на память о посещении Старого города различные сувениры: шапки, тюбетейки, посуду, картины и многое другое.

Здесь есть различные экспозиции и музеи, где можно ознакомиться с тем, как в древности производились деньги, увидеть старинное оружие, посмотреть выступление акробатов, послушать музыку. На территории Старого города размещено: 15 гостиниц, рестораны, продуктовые рынки, на которых можно купить орехи, сухофрукты, овощи, фрукты и всякие восточные сладости.

Ак Мечеть (Белая мечеть)

В непосредственной близости с Восточными воротами старого города находится Ак Мечеть. Ее основание было заложено Хивинским ханом из династии шейбанидов в 1657, задолго до самого строительства в 1838-1842 гг., которое завершилось при правителях из династии Кунгратов. Это небольшая мечеть, какие строили в каждом жилом квартале для местных жителей, чтобы они могли совершать намаз по 5 раз в день. Их так и называют — квартальные мечети. История сохранила нанесенные резьбой на двери имена мастеров, возводящих мечеть.

Ак Мечеть (Белая мечеть)

С 1956 по 1960 г. в мечети проводились ремонтные работы, после которых она вновь открылась и действует по сей день.

При строительстве сооружения использовался обожженный кирпич. Ак Мечеть была построена просто, без особых украшений. Внимания заслуживают резные окна и двери, которые были сделаны по существующим традициям, передаваемые приемникам на протяжении многих поколений. Еще одной декоративной ценностью мечети являются решетки на окнах, выполненные из глиногипса (ганча) с филигранно-ажурной вязью.

В зале мечети, над которым возвышается купол с остроконечным шпилем, находятся 3 галереи и ниша в южной стене (михраб) указывающая на направление в Мекку. Стены помещения покрыты геометрическими узорами и арабскими надписями. Главное строение квадратной формы, находящееся под куполом, имеет размеры 6,3 м х 6,3 м. Оно является зимним зданием. От купола с трех сторон расположены напоминающие террасы многоколонные айваны. Каждая из ее опор в верхней части увенчаны резьбой.

белая мечеть

Святилище является исторической ценностью средневекового города.

Ата Дарваза

На западе Старого города расположены главные ворота Ата Дарваза, называемые отцовскими воротами. Их высота достигает 10 метров при ширине 4 метра. Они были построены в 1804-1806 гг. В их внутренних помещениях находилась таможенная комната для сбора налогов и пункт, в котором можно было обменивать деньги. В 20-х годах прошлого столетия они были разрушены, но в 1975 году эти помещения были восстановлены, и они продолжают функционировать по сегодняшний день. Реставрацией занимались местные хивинские зодчие. Благодаря их мастерству помещениям удалось вернуть первоначальный вид.

Створки ворот с резными геометрическими и растительными узорами, прежде чем были установлены в этом месте, находились в селении Ангарик, где был расположен загородный дворец Амин хана. Об этом свидетельствуют фотодокументы, сохранившиеся до наших дней в фондах музея Ичан-Кала.

В центральной части ворот находятся квадраты размера 85х85 см, во вписанные круги которых помещены восьмигранные звезды. Здесь же нанесены строки из Корана «Нет бога кроме аллаха и Мухаммед – пророк его».

Внутренняя часть ворота вмещала в себя когда-то крытый базар и 13 торговых рядов.

Дворец Таш Хаули

По повелению Аплакули-Хана в восточной части Ичан-Калы был возведен дворец, который в переводе означает каменный двор. Его строительство длилось 8 лет. Судя по надписям, оставленным на потолках и мраморных базах он создавался с 1830 по 1838 г.  Дворец представлял собой неприступную крепость. На внешних стенах из жженого кирпича, покрытых керамической плиткой (майоликой) установлены сторожевые башенки и находится несколько входов. Самое интересное сконцентрировано внутри дворцового комплекса.

Дворец Таш Хаули

 

Он состоит из трех частей:

  1. семейного двора;
  2. мехмонхона (гостевой части дворца, где проводились приемы и церемонии);
  3. судебного места.

Строился Дворец Таш Хаули в три этапа. Сначала возводились покои хана и гарем, потом место для официального приема мехмонхан, а в последнюю очередь был построен зал суда (арзхан).

Внутреннее убранство впечатляет своим изяществом, роскошью и красотой. Самые богатые покои принадлежали хану и его женам.

По своему архитектурному строению дворец является чередой лоджий, замкнутых террас, айванов и дворов, в центре каждого которых находился колодец.

Дворец Таш Хаули

Украшены внутренние стены бело-голубой майоликой, а потолки расписаны красно-коричневыми красками, которые гармонично сочетаются с медными элементами декора.

Джума Мечеть и Минарет

На главной улице Старого города расположена самая древняя пятничная мечеть с необычной архитектурой. Она была построена в X веке, затем разрушена, а в 18 веке отстроена вновь(1778-1782 гг). Мечеть выглядит довольно архаично, так как возведена по подобию мечетей тысячелетней давности. Здание одноэтажное, без величественно возвышающихся куполов, порталов, арок и ярких убранств. Над молитвенным залом размера 46 х 55 м находится плоская крыша, которую поддерживают 212 колонн. Из них сохранились с изначальных времен лишь 25. Они отличаются формой, различными габаритами и резьбой, представляющие большую художественную и историческую ценность. Освещается пространство через световые колодцы в потолке, придавая помещению таинственный полумрак.

В мечети проходит в каждую пятницу вечерний намаз. К ней примыкает один из самых ранних минаретов XVIII века. Его ствол возвышается на 32,5 метра, а ширина основания — 6,2 метра. На вершине минарета находится восьмиарочный фонарь с куполом и сталактитовым карнизом. На стволе расположено 7 поперечных узких поясков, выполненных их бирюзовых кирпичиков. Попасть на смотровую площадку и увидеть сверху Хиву можно, поднявшись внутри минарета по 81 ступенькам.

Кальта Минар

Трудно представить себе Хиву без настоящего городского символа — памятника азиатской культуры — минарета Кальта Минар. Его размеры и оформление поражают туристов. Высота минарета 29 м, у основания диаметр 14, 5 м, а фундамент уходит в землю на глубину 15 м. Изначально планировалось сделать самую высокую мечеть. По разным источникам, она планировалась быть высотой от 70 до 110 метров.

Кальта Минар

План архитектора создавался таким образом, чтобы основание было прочным, а для снижения нагрузки в сторону верхушки она должна была сужаться. Планы архитектора не были претворены в жизнь из-за убийства правителя Хивы Мухаммад Амин-хана в 1855 году. Минарет был недостроен и выглядит как усеченная бочка. Но его фантастическая отделка глазурованной майоликой привлекает внимание туристов своим сверканием в лучах солнца.

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Мавзолей Пахлаван Махмуда является визитной карточкой города Хива. Его легко отличить от других достопримечательностей по бирюзовому куполу с возвышающимся золотым шпилем.

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Пахлаван Махмуд является национальным героем, почитаемым жителями Хивы. Родившись в этом городе в 1247 г., он оставил после себя яркий след не только как предводитель народного ополчения Хивы и победителя борцовских поединков (прозвище Пахлаван означает борец). Он являлся также философом, музыкантом, поэтом. Его творческое наследие состоит из более ста поэм и четверостиший. В своих философских трудах он делился размышлениями о смелости и справедливости, мудрости и глупости, щедрости и скупости, о любви и ценности времени. Он возведен в ранг святых покровителей города

Палаван от отца унаследовал мастерскую по изготовлению меховых изделий, на месте которой был возведен мавзолей. Он стал центром паломничества. Рядом постепенно сформировался целый архитектурный ансамбль, в который входит медресе, мечеть, ханака, общежитие для слепых и Усыпальница Исфандияр-хана, где хоронили его семью и других правителей. Красиво оформленные мраморные надгробия служат декоративными элементами мавзолея.

Читайте также:  Город Чирчик

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Сама могила Пахлаван Махмуда была расположена на кладбище за Джума-мечетью.

Мавзолей Саида Алауддина

Мавзолей шейха Саида Алауддина является одним из древнейших среди всех усыпальниц, сохранившихся в Хиве. Он был возведен над захоронением шейха и перестроен множество раз, поэтому до наших времен он сохранился в искаженном виде. Судя по его врастанию в культурные наслоения можно судить о его древности. Истинного время строительства, как и первоначальный облик, покрыты тайной, поэтому являются предположительными. Известно лишь то, что суфийский шейх, последователь великого суфия Кубры, Саид Алауддин умер в 1303 г. Строительство предположительно было проведено в середине XIV века, а его реставрация была осуществлена в 1825 году. Сама архитектура здания выполнена из необлицованного кирпича. О внешнем виде первоначального мавзолея можно догадываться по обнаруженным во время археологических вскрытий остатков резной керамики.

Мавзолей Саида Алауддина

В первое из двух зданий, перекрытым куполом, можно попасть через хонако (входной портал). Во втором помещение меньшего размера, которое соединено с хонако аркой, находится захоронение шейха, облицованное поливными плитками и растительными орнаментами надгробием, на котором нанесены арабские надписи. Позже, в западной части мавзолея, по повелению Аллакулихана было достроено квадратное здание, предназначенное для поминовений (зияратхана).

Мавзолей открыт для посещений туристами. Чтобы попасть на его смотровую площадку, с которой открывается восхитительный вид на Хиву, необходимо преодолеть лестничный подъем.

Мавзолей Саида Алауддина

Мавзолей Уч-Овлия

В переводе с тюркского языка название мавзолея означает «три святыни». Он находится у западных стен дворца Таш-Хаули на месте бывшего загородного погоста. Строилось здание, по мнению историков, в XVI веке. В огромном зале, расположенным под куполом на арочных парусах и заполненных углах ячеистыми сталактитами, находится много захоронений. Самое древнее датируется 1561 годом. В глубине зала находится граненая ниша, увенчанная сложным сетчато-звездным сводом, изготовленная бухарскими мастерами. Резьбу по дереву выполняли местные хивинские мастера, о чем сделаны надписи на резной двери портала.

Мавзолей Уч-Овлия

В течение многих лет фундамент строение оседал, пока полностью скрыл его под землей. В прошлом веке благодаря археологическим работам сооружение было возвращено из-под наслоений на поверхность.

Для посетителей мавзолей был открыт в 1980 году после реставрации.

Медресе Амир Тура

На севере Старого города между жилыми постройками в 1870 году было возведено образовательное медресе. Оно носит имя брата Мухаммада Рахим-хана II, главой Уламо, который построил его. Здание по сравнению с другими выглядит скромно, так как в его оформлении не использовались декоративные элементы. Лишь боковые башенки украшают пояски зеленой мозаики. Это связано с тем, во время проведения отделочных работ в Хиву вошли отряды Красной Армии, поэтому строительство пришлось остановить. В таком виде здание остался по сей день.

Медресе Амир Тура

Основной фасад здания выполнен в виде высокого портала с восьмигранной нишей. От других религиозных школ Амир-Тур отличается тем, что с внешней стороны оно выглядит как двухэтажная постройка, а с внутреннего двора находится всего один этаж. За парадным входом расположен вестибюль (мианхана) и бывшее учебное помещение (дарсхана). Внутри школы находится двор. Элегантность строению придают украшения в виде ажурных решеток на окнах жилых помещений.

В 80-х годах прошлого столетия была начата реконструкция Амир Тура, которая продлилась вплоть до конца 90-х.

Медресе Кази-калян

Здание учебного заведения было построено на деньги главного судьи (кази-калян) Хивинского ханства Мухаммада Салима Ахунда 1905 году.

Размеры и внешний облик его не отличаются от других, они составляют площадь 32,5 х 23,4 м. С фасада оно оформлено невысоким порталом, обращенным на север. Под порталом имеется вход в трехкупольный вестибюль (мионсарай), который находится за дверьми, украшенными резными узорами. По сторонам вестибюля расположены купольные здания помещений аудитории для студентов и зимней мечети. В строении есть 15 келий (худжр) со сводами из рядов кирпичных арок (балхи).

 

Отличие Кази-калян было не столь во внешнем виде, сколько в принципе обучения. Здесь преподавались не только духовные науки, но также давались юридические знания.

Сегодня на территории Кази-калян расположена экспозиция, занимающая площадь 125 м2. В ней представлено 352 предмета, имеющих отношение к развитию культуре музыки в Хорезме, начиная с древних времен вплоть до наших дней. Здесь можно услышать древние мелодии хорезмских макомов.

Медресе Кутлуг-Мурад-Инака

Учебное заведение было построено сторожилой-хивинцем Кутлуг-Мурад. Строительство проводилось во времена наполеоновских войн 1804-1812 гг. Это было первое двухэтажное медресе, в которой располагалась 81 келья (худжру).

Медресе Кутлуг-Мурад-Инака

Возводилось оно особой хорезмской узорной кладкой, которая была характерна для строительства культовых зданий XII-XIV веков, а украшалась филигранными изразцовыми декоративными элементами и высокохудожественной резьбой, присущей архитектурным сооружениям XVIII-XIX вв. Кутлуг-Мурад-Инака отличается роскошным фасадом, пятигранными арками над порталом и множественными украшениями. Арки отделаны орнаментами из майолики, а на угловых башнях сохранились элементы резьбы ганчу и рельефной штампованной терракоты.Во дворе расположен источник, покрытый куполом.

Кутлуг-Мурад-Инака является одновременно и мавзолеем. Қутлуг Мурад перед смертью завещал похоронить его под полом центральной комнаты построенного им медресе. Умер он за пределами города, а вносить тело в город через ворота считалось плохим знаком. Для того чтобы не нарушать древние обычаи хивинцев, стены здания были разрушены, а после внесения тела внесли в медресе были вновь отстроены.

Медресе Кутлуг-Мурад-Инака

 

Сейчас часть здания отдано под выставки хорезмских художников, с помощью которых можно узнать о быте, культуре и обычаях жителей древнего Хорезма. Во дворе постройки расположены ремесленные мастерские.

Медресе Матнияз Диван-беги

Медресе Матнияз Диван-беги расположено в центре Старого города. Оно было построено под эгидой министра финансов Мухаммада Нияза во время правления Мухаммад Рахим-хана II. Им также был построен неподалеку крытый рынок.

С архитектурной точки зрения школа представляет собой одноэтажное здание, в котором расположена 21 келья, зимняя мечеть и аудитория. Центральный фасад здания, расположенный с западной стороны, венчает высокий портал, украшенный в сине-голубых цветах. В центральной части находятся пятигранные ниши. По краям возвышаются башни, купола которых декорированы зелеными кирпичиками. Основания башен украшены геометрическими узорами, составленные из белых, зеленых и голубых кирпичей. С северной части фасада имеется небольшая аркада, а восточной и южной стороны фасады глухие. Размеры здания в длину 36,4 м, в ширину составляют 31,8 м. Двор медресе — 21 х 17 м.

Медресе Матнияз Диван-беги

 

Входные двери традиционно украшают резные узоры.

С 1979 года на территории находится ресторан, который вместе с гостиницей, расположенной в медресе Мухаммад Амин-хана составляют комплекс для обслуживания иностранных туристов, прибывших в город.

Медресе Мухаммад Амин-хана

Оно носит имя правителя Хивы Амин-хана по велению которого в 1851-1854 годах было построено самое большое медресе не только в Хиве, но во всей Центральной Азии. Размеры двухэтажного здания — 72 х 60 метров, на территории которого располагалось 125 келий. В них когда-то проживало одновременно 260 учащихся. Кельи (худжры) состояли из двух помещений, а на втором этаже располагалась комната и лоджия, выходящая на фасад медресе. Сам фасад декорирован глазурованным кирпичом, майоликовой облицовкой, а двери украшены орнаментальной резьбой. Над входом в медресе на арабском языке нанесена надпись, гласящая: «Это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам».

Медресе Мухаммад Амин-хана

 

Не все задуманное удалось хану довести до конца. Во время войны с турками он погиб, так и не достроив минарет. Несмотря на это, здание поражает и восхищает своим величием форм и красотой убранства. Не зря здесь сегодня располагается гостиница для приезжих зарубежных туристов.

Медресе Мухаммад Рахимхана

В годы правления одного из самых просвещенных представителей династии кунгратов — Мухаммад Рахимхана проводилось множество реформ как в области политики, экономики, образования, так и части благоустройства городов. Реформы в сфере образования привели к открытию одного из самых больших медресе в Средней Азии, где изучение проводилось по новым методам. Кроме религиозных наук, стали преподаваться светские предметы: математика, география, астрономия. Параллельно с этим студенты могли проводить диспуты на разные темы, слагать стихи.

Медресе Мухаммад Рахимхана

 

Строительство двухэтажного здания с высоким порталом, с жилыми помещениями на 76 худжр и двумя мечетями было завершено в 1876 году. Двор школы четырехайванный, по углам которого расположены небольшие башенки. В здании находилась библиотека, учебная часть и две мечети — зимняя и летняя.

С 1994 года, после реставрации, здесь разместился литературно-исторический музей. В нем хранятся монеты, оружия, флаги и гербы государств, одежды и прочие экспонаты, которые помогают ближе узнать культурные традиции и историю Хивинского царства и города.

Медресе Сейид-бея

Медресе Сейид-бея является частью архитектурного памятника, в состав которого входит также минарет высотой 30 м, четырехстолпная девятикупольная мечеть, к которой прилегает открытого типа айван с тремя колоннами из дерева. Этот ансамбль построен на деньги богатого купца Сейида Шеликир-Бия на стыке XVII-XIX вв. Построен за пределами Старого города Ичан-Кала и сохранился до наших дней.

Медресе Сейид-бея

 

Двухэтажное небольшое здание расположено у северо-восточной стены мечети. При нем есть небольшой дворик 4,6 х 4,2 м, который ограничен с северной и восточной стороны худжрами. Композиция учебного здания Сейид-бея в отличие от минарета, довольно проста, с плоскими перекрытиями помещений и не относится к какому-либо стилю архитектуры.

Медресе Хурджум и Аллакулихана

С точки зрения архитектуры это одно самых больших и представляющих интерес медресе. Постройка датируется 1688 годом, когда у восточных ворот было построено медресе Ходжамберды-бия. По прошествии полутора веков было решено в 1834 году построить на этом же месте новое здание. Ввиду того, что новое строение оказалось выше соседнего, старое здание стало основанием нового медресе Аллакулихана. К новому строению соорудили пандус, который рассек старый корпус надвое. Отсюда взяло свое название «Хурджум», что в переводе означает «переметная сумка». Со временем эти постройки стали единым целым

При строительстве здания школы Аллакулихана пришлось снести часть городской стены, так как его размеры не вписывались в местность. Огромная территория состоит из 99 худжра, учебных помещений, зимней и летней мечетей, библиотеки и прочих построек.

Медресе Хурджум и Аллакулихана

Архитектурные композиции и декор являются примером развития хорезмского строительства средневековья. Здесь присутствуют пропорциональная основа, традиционные формы, боковые крылья, строгая и изящная облицовка майоликой в голубых и черно-белых цветах.

На сегодняшний день часть территории медресе занимает арт-ресторан, в котором сохранена атмосфера и дух востока позднего средневековья. Здесь подают самые вкусные традиционные узбекские блюда и хорезмскую кухню.

Медресе Ширгази-хана

Одно из старейших медресе Ширгази-хана расположилось в самом центре крепости Ичан-кала. Оно строилось по велению хана Ширгази в начале XVIII века с 1719 по 1726 год. Постройка представляет собой одноэтажное прямоугольное здание, лишь с фасадной стороны имеются 2 этажа.

Медресе Ширгази-хана

Внутри находится большой двор, по кругу которого расположено 55 келий и лекционный зал. В течение столетий земля под зданием проседала, поэтому его приходилось несколько раз реставрировать. Последний ремонт проводился в прошлом веке. Несмотря на это, судьба учебного заведения развивалась прогрессивно. В нем учились не только жители Хивинского царства, но и из соседних стран. После смерти Ширгази-хана в 1728 он был погребен в мавзолее, который расположен рядом с медресе.

Сегодня здание пустует, а перед входом в него расположены сувенирные лавки.

Мечеть Багбанлы

Небольшая квартальная мечеть Багбанлы, построенная по проекту Пахлаван-кули в 1809 году. Его имя указано на каменной пластине, а имя резчика Руза Мухаммада можно найти на резной двери.

Читайте также:  Город Денау

Мечеть Багбанлы

Храм представляет прямоугольное сооружение, состоящее из двухколонного айвана с кровельным перекрытием из балок и зимнего помещения с куполом. Над квадратным молельным залом нависает сфероконический купол на арочных парусах. Михраб расположен в южной нише. Особую художественную ценность представляют резные колонны с архаичными рисунками, удерживающие айван. Их возраст старше самой мечети, примерно XIV-XV вв. Это наводит на мысль, что при строительстве в XIX веке были использованы детали, принадлежащие когда-то более старым строениям.

Сейчас на территории развернуты мастерские резчиков по дереву. Атмосфера исторического здания вдохновляет мастеров на создание произведений искусства, представляющие художественную ценность.

Минарет и медресе Ислам-Ходжа

В первые годы XX века в юго-восточной части Старого города был сооружен самый высокий в Хиве минарет и самое маленькое медресе. Строительство комплекса было закончено в 1910 году. Он возведен на деньги одного из самых прогрессивных, образованных и умных для своего времени — главного визиря Хивинского ханства Ислама-Ходжа. С его помощью в Хиве также появился первый телеграф, аптека, больница и почта. Под его началом возводились мосты, благоустраивались дороги. В планах было построить железную дорогу, соединяющую город Хива с Чарджоу.

Минарет и медресе Ислам-Ходжа

Но не все планы удалось Ислам-Ходже претворить в жизнь, так как, подстрекаемый духовными особами, правящий в то время Исфандияр-хан отдал приказ убить Ислам-Ходжу, его сына и ближайшего помощника и талантливого строителя Раим-берген.

Минарет отличается стройным стволом, устремляющимся ввысь на 56,6 метров (с учетом фундамента). Диаметр столба у основания 9, 5 м, а по мере возвышения он сужается, заканчиваясь на вершине небольшим венчиком карниза и маленьким куполом над помещением глашатая. Ствол минарета опоясан сверкающей на солнце облицовкой из голубых, белых, синих и зеленых изразцов. На высоте 45 метров находится самая высокая точка обзора города, с которой, как на ладони видна вся панорама Хивы.

С минаретом по изяществу и красоте может сравниться лишь бухарский минарет Калян.

Декор главного фасада Ислам-Ходжи украшенный майоликовой облицовкой, тимпанами и лентами глазурованных узоров, служит достойным фоном минарета. В его небольшом дворике расположено 42 кельи. В юго-восточной части учебного корпуса находится мечеть, низкий и массивный купол которой уравновешивает ствол минарета. Сейчас там находится краеведческий музей.

Минарет Палван-Кари

Минарет свое название получил в честь купца Палван-Кари, играющего немаловажную роль в политической и экономической жизни Хивы. Его начали сооружать в конце XIX века, а закончили строительство в 1905 году. Минарет привлекает многих туристов своей неординарностью, выбивающийся из общего архитектурного стиля минаретов того времени как своей конструкцией, так и оформлением.

Минарет Палван-Кари

Традиционные стволы минаретов строились широкими у основания и сужающиеся кверху. Особенность Палван-Кари в том, что диаметр его ствола одинаковый, как у основания, так и в верхней части, образуя цилиндр.

Отличается сооружение нетипичным оформлением — резным кирпичом, уложенным в виде колец с орнаментальными поясками из глазурованных кирпичей. Мотив выбора такого стиля строительства неизвестен, но бытуют мнения, что в позднюю архитектуру могли проникнуть европейские веяния.

Музей им. Аль-Хорезми и Беруни

Территории современного Хорезма и древнего града Хива были свидетелями формирования и развала многих государств. Через этот регион проходил также Великий Шелковый путь. Многие годы историки и археологи изучают слои этих земель, чтобы лучше узнать о событиях, происходящих на протяжении веков на этих землях. С этой целью была создана хорезмская экспедиция под руководством Толстова С. П. Все находки, которые были обнаружены в ходе работ, нашли свое место в музее им. Аль-Хорезми и Беруни, развернутого в Хиве. Это один из самых интересных музеев в Средней Азии. Его открытие было приурочено к юбилею средневекового азиатского основателя алгебры, ученого Аль-Хорезми.

Музей им. Аль-Хорезми и Беруни

 

Свое название он получил также в честь историка и философа, уроженца Хорезма Бируни. Сегодня его полное название — «Музей Аль-Хорезми и Беруни». Его экспозиция состоит из археологических находок, самые древние богатства городищ Топрак-кала и Койкрылган-кала из которых датируются III-IV вв. до н. э. Сохранились фрагменты статуй, росписей, скульптур, свидетельствующих о жизни древних жителей этих мест. В коллекции музея выставлены различные фрагменты украшений фасадов, а также макеты древних сооружений с их описанием.

Музей истории находится на территории медресе Мухаммад Рахим-хана II, построенного в 1871 году.

Музей ремесел

Музей ремесел расположен в помещении медресе Матлана-бея и является одним из 15 музеев, входящих в комплекс музея-заповедника Ичан-кала. В его коллекции находятся экспонаты, начиная с древних времен и заканчивая сегодняшним днем, которые относятся к предметам быта, обихода и орудия труда местного населения. Больше всего представлено предметов периода XIX и начала XX века. Это период развития и расцвета в крае таких ремесел, как: гончарное дело, кожевничество, кузнечное, ювелирное, ткачество, оружейное дело, резьба по дереву и ганчу, чеканка и прочие. Среди экспонатов есть работы ювелиров, деревянные и каменные изделия, керамическая посуда, ковры и другие результаты труда ремесленников различных времен.

 

Это единственный в Узбекистане музей ремесел.

На территории музея находится кузница, где туристы могут воочию увидеть, как происходит процесс ковки различных предметов.

Палван-Дарвоза

Богатырские ворота — так переводится название восточных ворот хивинской цитадели Ичан-Кала Палван-Дарвоза. Они так названы в честь непобедимого борца Махмуда Палван, ставшего святым покровителем города.

Установлены ворота с боковыми башнями и бойницами на пересечении со стеной города. Их фасад выполнен в форме арочного портала, от которого тянется каменная улица (даш куча) в виде коридора, перекрытого цепочкой из шести куполов. Сразу за въездной аркой находится торговая галерея и небольшая баня.

Палван-Дарвоза

Над самими воротами находится мраморная плита с названием города и датой постройки по мусульманскому исчислению 1221 г., который соответствует 1806 г.

Памятник Аль-Хорезми

У западных ворот Ичан-Калы расположен памятник выдающемуся ученому-математику, астроному и географу средневековья, уроженцу Хорезма Абу Абдуллаху Мухаммаду ибн Мусу аль Хорезми. Он был открыт в честь 1200-летнего юбилея ученого в 1983 году. Автором памятника является скульптор Спартак Бабаян. Он решил создать его в момент поиска решения очередной задачи, размышляя над трактатом, записанном на свисающим к земле свитком с закрученным краем.

Памятник Аль-Хорезми

Тим и караван-сарай Аллакули-хана

В связи с расширяющимися торговыми отношениями Хорезма с Персией, Бухарой, Россией и другими странами и прохождению караванных верениц через земли Хивы в 1832-1833 гг. Аллакули-ханом было принято решение о строительстве прогрессивного для тех времен сооружения, призванного создать комфортные условия проживания и хранения грузов для иностранных купцов. Караван-сарай — так называлось строение, совмещающее гостиницу, хранилище, рынок. Для его постройки пришлось разрушить фрагмент городской стены у дворца Таш-хаули чтобы возложенные функции строения было доступно со всех направлений, а въезды были удобны для продвижения караванов.

Караван-сарай Алла-Кули-хана создан в форме ровного прямоугольника с выступающими по углам высокими башнями. Длинная сторона строения ориентирована с севера на юг. В его южной части расположен входной портал и двухкупольный проезд. По периметру двора расположены 104 двухэтажные худжры. Нижние ярусы служили для хранения товаров, а верхние предназначались для временного жилья купцов и торговцев. 24 худжры выходили раньше на фасад сооружения, но во время строительства тима несколько худжр пришлось разобрать, так как купола тима необходимо было опереть на стену караван-сарая.

Тим и караван-сарай Аллакули-хана

 

Тим являлся многокупольным базаром с крытыми навесами над торговыми рядами. Он располагался у ворот Палвон Дарвоза. Его восточный и западный фасады оформлены в виде городских ворот и облицованы шлифованным кирпичом. Здесь торговали не только местными товарами, но также российскими или английскими тканями, шелковыми шалями, бухарскими сапогами, посудой из Китая и т.д.

Цитадель Куня-Арк

Цитадель хивинских ханов Куня-арк начали строить в 1686-1688 гг, и уже к концу XVIII века она стала крепостью в крепости, отделяясь от Ичан-Кала высокой стеной. Изначально она состояла из зала приемов, ханской канцелярии, зимней и летней мечети, монетного двора, гарема и хозяйственных помещений.

Цитадель Куня-Арк

 

После реставрации в начале XIX века, из когда-то густо застроенной территории комплекса Куня-Арк, остались: восточные ворота с комнатой для охранников, летняя и зимняя мечети, гарем, келья Ак-Шейха-Бобо, служившая жилищем шейха, смотровой площадкой и хранилищем пороха, и комната для регистрации и приема людей (куринишхоны). Последняя была возведена в 1804-1806 гг. Ее тонко выполненные деревянные колонны украшены орнаментами из традиционной бело-голубой майолики. От роскошных построек гарема остался лишь ханский айван с башенками, колонны которого хранят следы хивинской резьбы и фрагменты майоликовой облицовки.

Время намаза

Одним из столпов ислама является каноническая молитва намаз. Каждый мусульманин обязан ежедневно 5 раз в день выполнять циклы молитвы. Эта обязанность распространяется на всех разумных и совершеннолетних верующих, независимо от положения в обществе. Отступлением от этой обязанности может быть болезнь, а для женщин — период очищения после родов и во время менструального цикла.

намаз

Для совершения молитв отведено специальное время, которое рассчитывается по двум астрономическим мерам: уравнение времени и склонение солнца. В мусульманских странах о начале намаза провозглашают с минаретов мечетей. В современном мире узнать точное время молитвы можно по календарю или набрав в интернете место нахождения. В каждой конкретной местности время намаза рассчитывается по методу Всемирной Мусульманской Лиги (Мекка).

Но как быть, если рядом нет мечетей, календаря или интернета?

Важно помнить основное правило: запрещается совершать намаз во время восхода и заката солнца, а также когда оно находится в зените. Обязательным условием является также перед молитвой омовение и переодевание в чистые одежды.

Далее следует руководствоваться солнцем и пространственно-оптическим явлением — тенью.

  • Утреннее время совершения намаза наступает с появлением рассвета и продолжается до момента восхода солнца.
  • Полуденное время молитвы берет свое начало с момента отклонения солнечного диска от зенита и длится до того времени, пока тень предмета не увеличивается до его размера плюс тень, которая была во время зенита.
  • Послеполуденный намаз совершается после окончания полуденного и длится до полного исчезновения солнечного диска за горизонтом.
  • Вечерняя молитва наступает после полного захода солнца и продолжается до появления розовой полосы заката.
  • Ночной намаза можно начать совершать после полного исчезновения на закате красного зарева и длится до наступления истинного рассвета.

хива

Недостаточно увидеть в интернете фото и прочитать описание древнейшего исторического города, увидеть его со спутника на карте или услышать рассказы тех, кто там побывал. Хива заслуживает неоднократного приезда, в каждый из которых он будет раскрываться по-новому.

Перед поездкой откройте фото со спутника, где вы сможете увидеть всю панораму города, улицы и строения. А собираясь ехать на машине, сможете увидеть, где находится Хива, рассчитать точный маршрут, по которому вы безошибочно доберетесь до места назначения, расстояние и сколько времени для этого понадобится.

И не важно, как вы будете путешествовать — прилетите в аэропорт на самолете или проделаете долгий путь на машине, Хорезм и Хива останутся надолго в вашей памяти.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Узбекистан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: