Узбекистан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, известен своей захватывающей дух архитектурой, разнообразной культурой и богатой религиозной историей. Страна мечетей и минаретов — может показаться, что она всегда была неотъемлемой частью мусульманского мира. Хотя сегодня ислам действительно является доминирующей религией в Узбекистане, существовало множество других вероисповеданий, которые процветали вдоль Великого шелкового пути, проходящего через регион. От анимизма и шиваизма до христианства и иудаизма — религии различных цивилизаций оставили свой след в этом месте.
По мере развития и изменения региона менялся и его духовный и религиозный ландшафт. Сегодня страна представляет собой удивительное сочетание древних верований и современных практик, по оценкам на 2022 год, соотношение религиозных конфессий выглядит так:
- ислам (в том числе шиитский) — 93%;
- христианство — 4%;
- другие религии — 2% (включая иудаизм, индуизм, буддизм и другие);
- нерелигиозное население — > 1%.
Это делает Узбекистан поистине уникальным направлением для тех, кто заинтересован в изучении пересечения культуры, истории и веры.
Иудаизм
Узбекская еврейская община является одной из старейших в Центральной Азии. Согласно одним историческим данным евреи начали переселяться в эти земли еще во II веке н.э., по другим — появились в регионе значительно позже — к VIII—IX векам. Вместе с евреями на землях Узбекистана появился и иудаизм.
К XIII веку евреи поселились в Бухаре, которая стала домом для самой многочисленной еврейской общины, откуда и закрепилось название «бухарские евреи». Позднее община Бухары стала увеличиваться — в городе образовались два новых квартала. Тогда евреи не имели права проживать за их пределами. Но к середине XIX века еврейское население можно было встретить почти во всех городах и населенных пунктах на территории страны.
На протяжении всей истории узбекские евреи подвергались притеснениям. До середины 60-х годов XVIII века со стороны последователей ислама, которые нередко предпринимали насильственные попытки обращения иудеев в свою веру. Евреи подчинялись, но в тайне продолжали соблюдать обычаи иудаизма.
После захвата территории Узбекистана Российской империей община стала пользоваться большей свободой и правовой защитой. Евреям позволили переезжать в Россию. Но увеличение количества переселенцев не понравилось новой власти, и их начали вынуждать уехать. На выселении настаивали и исламские реформисты.
Депортация еврейских семей заставила многих уехать в Израиль. Они переселились в Иерусалим и создали там собственную общину, а квартал, в котором они поселились, был назван Бухарским. Он существует до сих пор.
С 1928 года советские власти приступили к проведению активной антисемитской деятельности. Это были очень трагичные события в истории еврейской общины. Антисемитская кампания, проводившаяся в 1928 году и позднее, была частью общего процесса репрессий, осуществляемого советским режимом против различных национальных и религиозных меньшинств. Еврейская община Узбекистана не была исключением, и многие евреи были репрессированы.
Ликвидации подлежало все — от колхозов и школ до книг и газет, что привело еврейскую культуру и образование в упадок. Несмотря на эти трудности, узбекская еврейская община сумела выжить и даже начала возрождаться ближе к концу советского режима. Иудеи подпольно изучали иврит, а также пытались распространять свою литературу.
Начало 90-х годов ознаменовалось усилением антисемитизма. Рост подобных настроений, нестабильность в экономике и политике привели к массовой эмиграции евреев.
К настоящему времени в регионе функционирует около десяти синагог. Нынешняя численность еврейской общины Узбекистана оценивается от 4 до 9 тысяч человек. Они продолжают сталкиваться с проблемами, но стараются сохранить и развить свою богатую историю и культуру.
Вера Бахаи
Бахаи Узбекистана являются малочисленной религиозной группой, но община официально зарегистрирована правительством страны. Они верят в единство всех религий и проповедуют идеи мира, справедливости и гармонии между народами.
Вера Бахаи впервые появилась в регионе в конце XIX века. К началу XX века их общины были созданы в нескольких городах, включая Ташкент, Самарканд и Бухару.
В советское время бахаи, как и другие религиозные организации, подвергались жестоким преследованиям. Многие последователи учения были арестованы, отправлены в лагеря или казнены, а их религиозные институты были ликвидированы. Несмотря на это, община продолжала тайно исповедовать свою веру.
После распада Советского Союза бахаизм начал возрождаться, в стране были восстановлены бахайские институты. В период правления Ислама Каримова последователи столкнулась с некоторыми трудностями в свободном исповедании своей веры. Поступали сообщения о преследованиях и гонениях бахаи.
Сегодня правительство налаживает с ними диалог, поощряет официальные мероприятия, бахаи имеют свое представительство, и их свободно упоминают в средствах массовой информации.
Индуизм
Индуизм не является одной из основных религий в стране сегодня, но он имел незначительное присутствие в ее истории. Появление индуизма в Узбекистане можно отнести к I—III векам нашей эры, когда Центральная Азия была плавильным котлом различных культур и религий.
В это время регион был частью обширной территории Кушанской империи, которая властвовала над большей частью Центральной и Южной Азии. Кушанские правители покровительствовали буддизму, но были терпимы и к другим религиям, включая индуизм. В результате индуизм прижился в регионе, некоторые местные жители приняли эту религию.
Позднее влияние индуизма стало ослабевать, и его вытесняли другие религиозные течения. Сегодня в Узбекистане проживает лишь небольшое количество индуистов, в основном это экспатрианты и иностранные рабочие. Индуизм не распространен в стране, нет крупных индуистских храмов или учреждений. Единственной зарегистрированной организацией в Узбекистане, которая следует этой религиозной традиции является «Ташкентское общество сознания Кришны».
Несмотря на небольшой процент индуистов в Узбекистане, правительство разрешает религиозному меньшинству свободно исповедовать свою веру в стране.
Узбекские индуисты сохраняют свои традиции и обряды, такие как празднование Дивали и Холи, и продолжают свою деятельность, стремясь к миру, терпимости и пониманию между людьми.
Буддизм
Буддизм имеет долгую и богатую историю в Узбекистане, восходящую, как и индуизм, к I—III векам н.э. — ко временам Кушанской империи. В этот период буддизм был широко распространен по всей Центральной Азии.
В ходе археологических работ на территории региона были обнаружены различные буддийские памятники и артефакты, включая руины нескольких монастырей. Храмовый комплекс Фаязтепа, найденный узбекско-японской экспедицией, можно считать отправной точкой буддизма в Узбекистане.
Несмотря на историческое значение этой религии, сегодня она не имеет широкого распространения в стране. Существует несколько небольших буддийских общин, состоящих из эмигрантов из таких стран, как Япония, Южная Корея и Китай. Эти общины в основном сосредоточены на сохранении своих религиозных и культурных традиций.
Единственным действующим буддийским храмом в стране является храм «Чаынса», расположенный в Ташкенте. Он был построен в 90-х годах одним из участников экспедиции, южнокорейским монахом по имени Ян Ки Хун. Храм следует традиции дзен-буддизма и посещается в основном корейцами, живущими в Ташкенте.
Зороастризм
Зороастризм — это древняя религия, которая зародилась в Персии, ныне известной как Иран. Это одна из старейших монотеистических религий в мире.
В Узбекистане зороастризм был одной из основных религий, исповедуемых местным населением до прихода ислама в VIII веке. Религия была особенно популярна в регионе Хорезм, который сейчас находится на северо-западе страны.
Цивилизация Хорезма находилась в нижнем течении реки Амударьи в Центральной Азии, рядом с пустыней Кызылкум. Их культура была одной из самых древних в регионе и имела большое значение, сравнимое с наследием Египта и Вавилона. Хорезмийцы оставили после себя множество архитектурных памятников, включая крепости и целые города. В этом регионе существует огромная сеть старых каналов и крепостных стен, которые погребены под песками Кызылкума. Многие поселения, относящиеся к этому исчезнувшему государству, еще не были полностью изучены из-за их отдаленного расположения.
Хотя зороастризм имеет глубокие корни в регионе, после распространения ислама в Узбекистане он постепенно пришел в упадок. Однако он остается важной частью культурного наследия и истории. В стране все еще есть последователи учения Заратустры, особенно среди небольшой общины парсов — потомков зороастрийцев, бежавших из Ирана в Индию в VII веке. Некоторые из них с тех пор мигрировали в страну и продолжают исповедовать свою религию по сей день. Также в Узбекистане растет интерес к зороастризму среди ученых и историков, которые работают над сохранением древнего зороастрийского наследия региона.
Христианство
Христианская вера пришла в Узбекистан в период раннего христианства. Религия имеет долгую историю, восходящую к IV веку нашей эры, когда регион был частью Сасанидской империи.
В последующие века территория современного Узбекистана была завоевана и управлялась различными империями и государствами, включая Арабский халифат, монголов, Тимуридов и Российскую империю, каждая из которых привнесла свое религиозное и культурное влияние.
В XIX веке Узбекистан вошел в состав Российской империи, и вместе с ним на этой территории утвердилась Русская православная церковь.
Католицизм в регионе появился гораздо раньше — в начале XIV века, когда в страну впервые прибыли католические миссионеры. Но распространение он получил только в XIX веке: в Узбекистане возникла небольшая католическая община, которая в основном состояла из европейских эмигрантов и русских солдат.
В начале XX века в Ташкенте были созданы католические и евангелическо-лютеранские приходы, а в разных городах были построены православные, армянские и лютеранские церкви.
В советский период правительство активно подавляло религиозные практики, включая христианство. Многие церкви и монастыри были разрушены или переоборудованы для других целей, а священники и верующие подвергались репрессиям.
После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году религиозная свобода была восстановлена, христианство начало медленно возрождаться. Были предприняты усилия по восстановлению и реконструкции церквей, многие из них были капитально отремонтированы, а католический собор в Ташкенте достроен.
На сегодняшний день только в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ действуют 37 приходов, три монастыря и духовная семинария. В стране насчитывается около 2 000 000 христиан, принадлежащих к различным конфессиям, таким как православные, католики, баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.
Ислам
Ислам пришел в регион современного Узбекистана позже других основных мировых религий — примерно в VIII веке, во время арабских завоеваний. Арабские войска, возглавляемые полководцем Кутайбой ибн Муслимом, захватили города Самарканд и Бухару в период с 709 по 712 годы н.э..
Ислам распространялся повсеместно с помощью созданных для этих целей отрядов газиев. Культы, практиковавшиеся до появления мусульман, вытеснялись. Орден Накшбанди, возникший в Бухаре в XIV веке, стал одним из самых влиятельных суфийских орденов в Центральной Азии. Появление в Узбекистане суннитов сыграло важную роль в распространении ислама и внедрении в местные традиции и обычаи. Со временем ислам укоренился и стал основной культурной и социальной силой в Узбекистане.
В советское время религия подавлялась, мечети закрывали или уничтожали. Но даже в период СССР немалая доля жителей Центральной Азии продолжала относить себя к мусульманам. Их пытались учить атеизму в школах, но веры этому учению было немного. Люди продолжали следовать вековым традициям, таким как обрезание и погребение. К тому же даже профессора, читавшие лекции об атеизме, не знали, что подобные традиции нарушают советские законы.
С обретением страной независимости наблюдается возрождение интереса к учению. Узбекистан сохранил свое богатое исламское наследие, по всей стране расположены многочисленные исторические мечети, медресе и мавзолеи. Правительство Узбекистана пропагандирует умеренную форму ислама и вкладывает средства в восстановление разрушенных религиозных сооружений и исламских школ. Здесь также проводятся традиционные фестивали и мероприятия, включая ежегодное паломничество в священный город Мекку в Саудовской Аравии, которое является важным событием для многих узбекских мусульман.
Ислам является преобладающей религией в стране, более 90% населения идентифицируют себя как мусульмане. Сегодня в Узбекистане суннитский ислам превосходит по числу последователей другие верования — большинство населения придерживается ханафитской школы юриспруденции, но есть и шииты — примерно 1% узбеков относит себя к ним.
Шииты и сунниты — это две основные ветви ислама, которые имеют некоторые различия в вероисповедании, обрядах и традициях. У шиитов и суннитов разные представления о том, кого считать законным наследником пророка Мухаммеда и как следует толковать некоторые исламские законы.
Шииты считают, что лидерство в мусульманском мире должно принадлежать и передаваться потомкам Фатимы и кузена и зятя пророка Мухаммада — Али. Имам, по мнению шиитов, не просто служитель Аллаха, он выше остальных и непогрешим по определению, а потому власть принадлежит ему. Для шиитов религия и государство неотделимы друг от друга, а единственная признаваемая ими форма правления — теократия. Что не мешает узбекским последователям шиизма проживать на территории демократического государства.
Сунниты же считают, что лидерство должно принадлежать самым достойным мусульманам, выбранным сообществом. Они тоже почитают имамов, но не считают их непогрешимыми, поскольку человек, с точки зрения суннитов, вообще не может быть непогрешим. А также сунниты отделяют религиозную власть от светской.
Шииты и сунниты разделяют много общих убеждений и практик, обе группы исповедуют одну веру в единого Бога и придерживаются пяти основных столпов ислама.
Атеизм
Атеизм является довольно распространенным явлением в Узбекистане. Это связано с тем, что советская власть на протяжении десятилетий насильственно пропагандировала атеистические идеи, и многие люди были вынуждены отказаться от своих религиозных убеждений.
После распада Советского Союза население Узбекистана стало свободнее выражать свои религиозные взгляды. Однако многие люди продолжают придерживаться атеистических идей, больший процент из них — городские жители и молодежь.
Правительство Узбекистана официально не поддерживает какую-либо идеологию, в том числе атеизм. Приверженцы атеистических взглядов не испытывают никаких проблем в обществе и работе.
Отношение государства и религии
Отношение государства к религии в стране можно охарактеризовать как осторожное и регулирующее. В последние годы они претерпели значительные изменения. Хотя здесь преобладает мусульманское население, Узбекистан имеет свойственную для современных государств секулярную форму правления, что означает уважение свободы вероисповедания для всех своих граждан.
В Узбекистане действует закон «О свободе совести и религиозных организациях». В 2021 году Министерство юстиции опубликовало заявление, в котором подчеркивалась приверженность этому закону и отмечалась важность уважения прав и убеждений всех людей, независимо от их религиозной принадлежности.
Под руководством нынешнего президента Шавката Мирзиёева были приняты меры по смягчению религиозной политики в Узбекистане. Правительство разрешило транслировать призыв к молитве из некоторых мечетей, а несовершеннолетним теперь позволено участвовать в религиозных обрядах. Также было увеличено количество разрешений для паломников, отправляющихся в хадж, и снижены цены на умру — малое паломничество в Мекку.
Правительство Узбекистана продолжает тщательно контролировать и регулировать религиозную деятельность, особенно деятельность радикальных исламских групп. А также принимать меры по предотвращению распространения экстремистских религиозных идеологий и осуществлять шаги по ограничению влияния иностранных религиозных организаций.
Хотя правительство Узбекистана продолжает сохранять определенный уровень контроля над религиозной деятельностью, при нынешней администрации произошел сдвиг в сторону большей религиозной терпимости и свободы.